Аниме — все ближе к массам

Феномен японской мультипликации – аниме

Несмотря на то, что японская мультипликация ведет свою «биографию» с 1910-х гг., в настоящее время большинство жителей России по-прежнему не знакомы с аниме. Под аниме многие понимают шаблонное «мультики про девочек-волшебниц и гигантских роботов» – между тем, индустрия рисованных фильмов островного государства уже давно шагнула за пределы пропагандистских короткометражек и наивных детских мультиков.

В сознании россиянина, как и любого другого человека, выросшего на западной масскультуре, сильна привычка к западной же анимации, сдавленной жесткими рамками семейного и детского кинематографа. Из последнего делается неверный вывод, что и аниме – это детские мультики. В «вину» им также ставится малобюджетность (следствие доминирования сериалов над полнометражками) и технологическое однообразие (японцы по-прежнему предпочитают двухмерную анимацию 3D). Не разобравшись в феномене, маститый критик может записать все это в признаки вторичности и глобальные недостатки. Мы же не будем торопиться с выводами и попытаемся максимально полно представить читателю описываемое явление в рамках нашей небольшой статьи про аниме.

Что было до бума телевизионного аниме

Как было сказано, первые мультфильмы были созданы в Японии в 1910-х гг. Все, что могли сделать маленькие студии с крошечными бюджетами – откровенно слабая, примитивная на взгляд современника анимация.

В конце 1930-х, в целях антиамериканской пропаганды солидный куш был выделен аниматорам. К этому периоду, в частности, относятся несколько знаковых черно-белых мультфильмов Мицуё Сэо, в которых агрессоров крушил фольклорный герой Момотаро.

После поражения в войне Японии пришлось пережить атаку американской масскультуры. Дорогая анимация переживала, наверное, худшие времена, однако нашелся национальный вид искусства, быстро завоевавший сердца японцев – речь о манге.

Осаму Тэдзука, успешно освоивший десятки жанров и разбавивший комиксы кинематографическими приемами (показ одного кадра под различными углами зрения, тасовка крупных и средних планов и т.п.), стал культовой фигурой. В 1950-60-е японская анимация, в основном, характеризовалась полнометражным форматом и обращалась к сказочным и фольклорным сюжетам. Традицию нарушил Тэдзука – он «протащил» героев своих комиксов на телеэкран (тайтлы студий Toei Douga и Mushi), сделав сериальный формат доминирующим. В 1970-е телевизионное аниме, отличавшееся протяженными сюжетными арками и постепенным раскрытием характеров персонажей вплоть до мелочей, «отобрало» у фильмов, прокатывавшихся в кинотеатрах, большую часть аудитории.

От «Гандама» и «Сейлор Мун» до «Наруто» и «Ван-Пис»

В 1970-80-е на телевидении успешно прижились несколько направлений аниме, дробившиеся в зависимости от зрительской аудитории:

  • – тайтлы про девочек-волшебниц (прародитель «жанра» – сериал «Ведьма Салли», абсолютный хит – «Сейлор Мун»);
  • – аниме про гигантских боевых роботов, управляемых людьми («жанр» достиг пика во франшизах «Гандам», «Макросс» и «Евангелион»);
  • – космические саги («Космический крейсер Ямато», «Капитан Харлок»);
  • – приключенческое фэнтези (в разных возрастных категориях королями «жанра» стали «Драгонболл» и «Берсерк»; сейчас место «Драгонболла» заняли «Наруто», «Ван-Пис», «Фейри Тейл», а вот у «Берсерка» достойного «сменщика» до сих пор не нашлось ) и др.

Смотреть аниме в Японии не считалось зазорным и для бизнесменов на пенсии, поскольку мультипликаторы учитывали даже подобные узкие сегменты аудитории. Особенно усилилось дробление аудитории с появлением видеомагнитофонов, а затем и DVD-плейеров: аниматоры в погоне за редким зрителем разработали подходящий формат – OVA.

С появлением широкополосного интернета в 2000-е даже в отдаленных уголках России японская мультипликация начинает обосновываться и там. Смотреть аниме онлайн бесплатно может позволить себе чуть ли не каждый третий житель страны – вот только мало кто пользуется этой возможностью. Сходным образом населением игнорирует усилия специализированных компаний по распространению лицензионного аниме.

Нынешняя аниме-индустрия представляет собой мощное объединение мульпликационных студий, выпускающих мангу издательских домов, телевизионных каналов, издателей DVD, кинопрокатчиков, производителей смежных товаров (фигурок персонажей, гайдбуков, предметов из сериалов), издателей саундтреков и т.д. Вектор развития остается прежним – стремление к охвату как можно большего количества зрителей самых разных возрастов.

Вам также будет интересно почитать и следующие записи